"В течение всего длительного периода охоты и собирательства дети свободно играли целыми днями, день за днем и таким образом учились сами. Учеба всегда была велением сердца. Фактически, причина того, что дети от природы так игривы и любопытны и общительны, - в том, что именно эти черты были движущей силой детской способности к самообучению. Эти «детские» особенности развивались и формировались, путем естественного отбора, для того, чтобы служить обучению в условиях детской свободы.
Поэтому, когда мы заставляем детей сидеть на месте, слушать учителя и делать, что им говорят, каждая косточка в их теле, каждый нейрон и мускул в них сопротивляется. Их тело говорит им: «Это неправильно. Я должно само контролировать мои действия, мне нужно играть и развивать навыки, которые важны для меня; я хочу искать ответы на вопросы, которые мне интересны, а не на те, от которых я зеваю от скуки; я хочу наблюдать за тем, что делают люди в реальном мире, а не за учителем, который, кажется, вообще не существует в мире нигде, помимо школы. Если я не буду заниматься тем, что нужно мне, я не смогу стать уверенным, достойным человеком». Во времена охотников-собирателей, ребенок, который не чувствовал острого желания идти своим путем и учиться, мог вырасти человеком, плохо приспособленным к жизни".
Питер Грэй о том, почему обязательное унифицированное обучение неэффективно с биологической точки зрения. Полностью здесь
Comments
Речь ведь не о том, чтобы ничему детей не учить, а о том, чтобы дать им самим устанавливать темп, дать им свободу выбора (в том числе и выбор хотеть или не хотеть). Обучение как передача знаний - это, действительно, функция социума. Но для того, чтобы такое обучение осуществлялось, необходимо любопытство, желание узнавать, которое присуще изначально всему живому и является биологическим. И если выбирать между существующими образовательными подходами (массовая школа, хоумскулинг, анскулинг), то у массовой школы больше всего шансов убить это природное любопытство и учебную мотивацию.