islandena (islandena) wrote,
islandena
islandena

Categories:

Исследователи и путешественники

Сегодня сказала детям: "Я вами так горжусь!" А они обрадовались и почему-то удивились. И тут уже я удивилась, ведь для меня это, кажется, так обычно - восхищаться своими детьми: их рассуждениями, их находками, их поступками, их достижениями. Я думала, это очевидно. Оказывается, нет. Отныне обязуюсь чаще им говорить о своих чувствах.
А сегодняшний повод для гордости - это презентации детских проектов. Уже год мы с группой друзей раз в неделю собираемся для совместного изучения интересных детям тем, которое выливается в создание индивидуальных проектов. Темы предлагают дети, задача взрослых - помочь детям изучить выбранную тему. На каждый проект уходит в среднем 2-3 месяца. Начали мы с викингов, на весну и лето очень удачно пришлась ботаника, потом был космос. С середины сентября мы погрузились в тему путешествий и исследований.

Обычно мы собираемся в библиотеке, потому что одна из наших задач - научить детей самостоятельно находить информацию, а в библиотеке это делать очень удобно: возник вопрос?  как думаешь, в какой книге можно найти ответ на него? Если не могут найти сами, обращаются к библиотекарю.
В библиотеке рассказываем, обсуждаем, пишем. Обычно эти встречи длятся 2 часа, а после мы все вместе едем на хор.

Для экспериментальной части и занятий, в библиотеке невозможных, устраиваем домашние встречи. На такое уходит полдня-день. Плюс подготовка. Например, когда мы занимались викингами, мы пекли  бездрожжевой хлеб по старинному рецепту и делали масло из сливок.

С исследователями одну из домашних встреч устраивали мы. Среди прочего мы готовили игру-угадайку  про специи, которых так жаждали путешественники. Для этого нам нужно было сшить 7 одинаковых мешочков. За возможность пошить на машинке в этом доме страшная конкуренция. Шили по очереди: пока Ваня строчит, Алиса делает завязки для своего мешочка, потом меняются - Алиса за машинку, Ваня с иголкой.

В эти мешочки я положила разные специи, а дети потом угадывали на ощупь и по запаху, что это такое внутри.

Мешки потом грузили на игрушечный корабль и катали по большой карте-пледу - повторяли маршруты древних исследователей.

Для темы "История корабля" мы сделали несколько моделек. За материалом для египетского тростникового кораблика ходили в ближайший парк.

Чтобы восславить Джеймса Кука за найденный им способ борьбы с цингой, за несколько дней до встречи мы поставили кваситься капусту и изучили рецепты из книги Gavin Bishop "Cook's cook". Это совершенно замечательная книжка, в которой подробно и достоверно описан рацион Endeavour.
Суп  поставили вариться за час до прихода гостей, потому что его полагалось варить на маленьком огне и мы боялись, что фасоль не успеет провариться к обеду.

Обед здоровых путешественников: густой суп из гороха и фасоли, квашеная капуста, пророщенные зёрна, сухари из багета и финские хлебцы в роли hard tack плюс сыр с плесенью (вот его я таким купила, плесень мы сами не растили). Пиво - непременно, но только для взрослой части команды. Ещё были тонкие копченые колбаски из польского магазина, но их успели съесть до того, как я догадалась сфотографировать обед.

Научная часть. Проводим эксперимент, который показывает, как образуются течения. Придвигаем жаропрочное блюдо ко включенной плите, а с противоположной стороны кладём большой кусок льда. Так что с одной стороны у нас тёплая вода, а с другой - холодная. С каждой стороны наливаем немного пищевого красителя (разных цветов), а в середину бросаем несколько щепок. И ждём. Всё очень наглядно.


Мы постоянно дополняем наш гербарий, который начали вести на предыдущем проекте. В книжке про исследователей нашёлся интересный факт о растении, которое у нас есть и с которым очень много в нашей жизни связано.
Оказывается, бугенвиллею описали и назвали в том самом кругосветном путешествии, в котором принимала участие Жанна Барэ, одетая мужчиной.

У нас много было запланировано на домашнюю встречу, поэтому поделку сделали простую - pop-up кораблик (взято с сайта Роберта Сабуды: http://wp.robertsabuda.com/pop-make-ship/)

Живя в Лондоне, грех было бы не воспользоваться тем, что есть в городе. У нас было запланировано три выезда. Два мы уже сделали  и ещё один впереди, т.к. пришлось его перенести из-за форс-мажора.

Сходили в Британскую библиотеку и порассматривали там разные карты.
Детям очень понравились карты, представляющие информацию в непривычном виде. Вот у этой карты масштабирование завязано на плотность населения: чем больше людей - тем больше площади отводится месту на карте.

А это работа современной художницы Andrea McLean. Карта воображаемого мира.


Одну девочку в нашей компании эти карты так вдохновили, что и свой проект она посвятила картам воображаемого мира.

Дневник капитана Скотта. Уже после того, как он увидел норвежский флаг на полюсе.

Рассматривать старинные карты - сплошное удовольствие.



Морской музей в Гринвиче - удовольствие на целый день.
Там можно гонять корабли по огромной карте. И в это время в музее не было детей, кроме наших (несколько школьных групп прошли мимо, их не пустили играть), поэтому все корабли были  в нашем распоряжении.


Мы решили сосредоточиться на 3 залах. Два о периодах, которые мы уже изучили,  и один в качестве новой темы.

Интересно, как каждое приращение знания меняет восприятие. Как раз к хеллоуину мы дошли до британских экспедиций в Северную Америку, посему  роль хеллоуинской страшилки в этому году в нашей семье сыграла история пропавшей колонии Роанок.
В музее, оказывается, есть классный интерактивный угол, посвященный этой загадочной истории. Дети там надолго зависли. И выяснилось, что не только мы в предыдущие визиты не замечали этого стола. По части развития критического мышления у детей мы явно всё делаем правильно: дети раскритиковали музейщиков за то, что те предпочли напустить таинственности вместо того, чтобы рассказать о недавних археологических находках и генетическом анализе местных жителей, которые раазвенчали все тайны: колонисты ушли в глубь материка и ассимилировались. Инопланетяне их не уносили, индейцы не убивали, испанцы не похищали.

Любимый Алисин зал - "про Моану".

Ради этого зала она брала с собой Моану - показать ей настоящую полинезийскую каноэ.

Полинезийские орнаменты меня завораживают.


Все большие английские музеи рассчитаны на то, что люди захотят есть. Особенно если эти люди - дети. В кафе выбор плохой, но у нас была своя еда с собой, поэтому проблем не возникло. После обеда посмотрели ещё зал полярных исследователей и пошли в игровую зону.

Игровая зона просто отличная. Хочешь - будь капитаном и рули, хочешь - уголь в топку мечи, хочешь - на пляже валяйся.

Мы в этой игровой ещё никогда не были. В выходные обычно толпа, а в будний день народу мало, можно нормально поиграть.


На следующей неделе пойдём на экскурсию на корабль Френсиса Дрейка. Должны были две недели назад идти, но не получилось.

После такого погружения тема путешествий начинает выскакивать отовсюду. Во вторник гуляли с детьми в районе Лондонского моста и наткнулись на вот такое чудо:

Это фонтан, но воду выключили. Композиция называется, естественно, Explorers. Мы с Ваней там наперегонки искали навигационные приборы. А вокруг рождественский базарчик, и так от всего этого весело и празднично становится на душе.

Параллельно с коллективной учёбой, все дети работали каждый над своим проектом.
Ваня сначала хотел взять викингов, но я его отговорила: мы в прошлом году все вместе изучали викингов, эту тему все хорошо знают.
В итоге остановился на Туре Хейердале. Мы посмотрели фильм "Кон Тики" 2012 года. По ходу просмотра Ваня постоянно задавал один и тот же вопрос: "А это так и было?" Поэтому мы посмотрели и  документальный фильм 1950 г, который снимала команда "Кон Тики". Я сначала думала, что детям будет неинтересно смотреть черно-белый старый фильм, но смотрели, не отрываясь. Правда факта оказалась едва ли не привлекательней идеально красивой современной картинки. После этого Ване сразу захотелось прочитать книги Хейердала. Загрузила на киндл всё, что нашла. Он прочитал воспоминания о путешествии на "Кон Тики", говорит, что очень понравилось (я слышала, как хихикал), собирается остальные книги Хейердала читать. Заинтересовался ещё египетскими исследованиями, но для проекта взяли "Кон Тики".
Несколько вечеров я носилась из одной комнаты в другую, потому что один ребёнок в одной комнате делает свой проект...

... а другой ребёнок в другой комнате занят своим.

Алисе нужно, чтобы я ей под диктовку написала её текст. Ваня просит помочь ему уменьшить картинки, которые он сам нашёл, но они у него напечатались во весь лист.

И вот настал день презентаций. Все проекты оказались очень интересными.
Прогресс огромный и в качестве исполнения, и в основательности подхода, и в самой презентации.

В прошлый раз Алиса просила меня всё рассказывать, а сейчас всё говорила сама. Ваня ей мешал, как мог, но не сбил и не смутил.

Ване я посоветовала начать презентацию с крючка.  This story started with potato...

Мне очень понравилось Ванино выступление, и ребята слушали с интересом. Рассказывал последовательно, уверенно, с шутками. К написанному не обращался вообще. Разве что торопился немного, но это от увлеченности сюжетом.
Нашу тростниковую лодку мы переделали в "Кон Тики": нарисовали Кон Тики на парусе, добавили кабинку для команды и весло сзади. Для рассказа о египетских путешествиях Хейердала пригодились египетские лодки, которые мы сделали из сухой травы.


Вот так и учатся хоумскулеры. Родители узнают не меньше, чем дети :)

Не помню, какой у нас следующий проект. В списке были "Минералы", "Одежда", "Морские животные" (животные и море - это Алисина тема)... Мы в предвкушении. Что бы ни было - это будет интересно. 
Tags: 5-6, 9-10, Лондон, дочь, легко в учении, музеи, сын, хоумскулинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments