islandena (islandena) wrote,
islandena
islandena

Categories:

Варяги, Древний Новгород, берестяные грамоты

В субботу начали с домашнего задания: я показывала картины, которые ребята выбрали для сочинения, а они зачитывали домашние заготовки вслух и обсуждали. По ходу выяснилось, что не все сказки знают, поэтому я ещё сказки рассказывала в процессе. Ваня придрался к моему пересказу сказки о "Сивке-бурке", а Р. знает "Конька-горбунка" и тоже имел к Сивке-Бурке претензии, так что мы опять углубились в  сказки,  в особенности бытовая фольклорного текста и в отличия фольклорного произведения от авторского. Обсуждение заняло много времени, но явно того стоило.

А я готовила перемещение в Древний Новгород. Ещё с лета готовила, когда везда из деревни берёсту и пчелиный воск. Канцелярия древнего новгородца:

Церы сделала заранее (и не с первой попытки получились), а берёсту прямо на занятии распаривали в кипятке, чтобы весь процесс воспроизвести.

Но практической части предшествовала теоретико-историческая. Рассматривали картину В. Васнецова "Призвание варягов", вспоминали, с какими событиями это связано. Я рассказала мальчикам о норманистах и антинорманистах. И тут мы обратились к британской истории.
История о братьях-варягах Хенгисте и Хорсе и сестре их Ровене. Но нас больше интересовали Хенгист и Хорс, которых позвали на помощь в разруливании локальных конфликтов, а они по завершении миссии остались править страной.

Имена "Хенгист" и "Хорса" означают "жеребец" и "конь" (последнее для носителей английского языка вполне очевидно). Так что снова вспомнили наших волшебных лошадок из сказок и слово "тотемизм".
Тут я считаю важным показать ребятам, как учёные подвергают сомнению даже такие, казалось бы, надежные сведения, как письменные источники. Что именно заставляет их сомневаться. Как знание иностранных языков и мирового фольклорного наследия подключается к решению дискуссионных вопросов разных наук.

Поговорили о знаменитых новгородцах.

Некоторых они уже знают, о некоторых услышали впервые.

Вспомнили былины о Садко, о Ваське Буслаеве. Рассказала о том, что делало Новгород особенным городом.


Как учёные узнают о том, что было много лет назад?

Ужасно хотелось дать им посмотреть лекции А. А. Зализняка о берестяных грамотах, но времени не хватало. Надо будет выбрать потом кусочек и дать домашним заданием.

Учимся читать древнерусские тексты с подсказкой из "Полевого журнала археолога" (проект "Пешком в историю"):

Сразу к делу:

Эти грамоты я взяла из старой презентации, которую уже показывала. Но всё равно интересно.

Добавила только одну грамоту - судебный документ о краже бобров. Кто украл бобров? Статья на "Арзамасе" о находках 2019 года: https://arzamas.academy/mag/745-beresta
Шутку со штакетником дала только мальчику, которого 2 года назад с нами не было на занятии о берестяных грамотах.

А потом мы, как древненовгородские школьники, потренировались писать сначала на церах, а потом распарили берёсту кипятком и создали свои берестяные грамоты. Попутно то и дело заглядывали в энциклопедию "Мы живём в Древнем Новгороде" и успели обсудить и строительство городов, и товарообмен, и денежные единицы Древнего Новгорода.

На этом мы от мест, куда пришли варяги, перемещаемся туда, откуда они ушли - в Скандинавию. Со следующей субботы начинаем изучать германо-скандинавскую мифологию.
Tags: детское чтение, домашний кружок, литература, мои уроки, русский язык, хоумскулинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments