islandena (islandena) wrote,
islandena
islandena

кружок

Чем дальше, тем труднее восстанавливать по памяти, на каком занятии что именно делали.
После того, как мы почти целый час переводили текст с английского на русский, а потом я записывала под диктовку ещё два сочинения, на Врунгеля времени почти не осталось, но всё-таки в тот день мы ещё успели вспомнить, как Врунгель познакомился с адмиралом Кусаки.

На следующем занятии опять тренировались определять координаты места по карте и место по координатам, решали географические задачки, которые я нашла в интернете. Это стандартные школьные задачи из тестов за 5-6 классы. Мальчики хорошо справились.

- Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу, какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS?

- На каком транспорте сухопутном или морском вы будете приближаться ко мне,если я нахожусь в точке с координатами 30градусов южной широты и 70градусов восточной долготы?

- До какого океана я быстрее доберусь, если мои координаты 3 градуса южной широты 37 градусов восточной долготы?

-"28 января 1820 года вблизи 70 градусов ю.ш. и 2 градусов з.д. с обоих судов была замечена земля" - так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?

- Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты 27 градусов южной широты и 109 градусов западной долготы?

В 11 главе порадовались замечательной игре слов и обратили внимание на то, как автор обыгрывает значения многозначных слов.

Следующая глава - о Гавайях. Разбирали лексику, изображали в лицах исполнение песни "Сидела птичка на лугу": что такое "басом", что такое "дискантом".
Рассматривали фотографии баньяна.

Потом Амазонка и Бразилия.

Губернатор порта Пара наслышан об экипаже "Беды". Поэтому мы говорим о точке зрения и о том, как меняется представление об одних и тех же событиях, если  о них рассказывают разные люди.

Обращаемся к придуманным историям о снах и рассказываем их от лица персонажей тех же снов. В одной истории у них герой попадал в жуткое место с орками и сражался до самого пробуждения. Мы эту историю рассказали от лица орка, который в этом случае никому не мешал и жил в своём лесу, а тут какой-то урод ворвался и начал мечом махать.

Дома я предложила либо написать три версии одной истории - от первого, второго или третьего лица, либо написать три разных. Начало - из книги "Я писатель".
Ваня выбрал второй вариант.







Так как в этих главах было много лексической работы, я решила разнообразить игру в "Ерундопель" и превратила её в игру "Кто хочет стать миллионером". С неё начали следующее занятие. Можете себе проверить по этой ссылке:
https://learningapps.org/view7198967


Все не по разу разбогатели и хотели играть ещё. По моим ощущениям, так ещё лучше, чем с карточками, потому что игра, с одной стороны, получается индивидуальная - один на один с компьютером, а с другой стороны, остальные тоже рядом, видят задание и варианты, т.е. тоже думают, но подсказывать просто так я не разрешала, подсказывать можно, только если игрок выбирает соответствующую подсказку. Так что у каждого есть время подумать и заработать свой собственный виртуальный миллион, а лексику повторяют и закрепляют все участники.


Приплыли в Австралию. В Австралии два занятия сидели.

На одном из них тренировали навык критического чтения. Начали с того, что информация может быть правдивой и искажённой.  Как проверить данные? Какие у нас есть для этого инструменты и источники?
Сразу назвали Википедию и энциклопедии. А как проверить географические данные? По карте.
Оставила в их распоряжении несколько книг, из которых я брала информацию, географическую карту и ноутбук. Задача - проверить каждое утверждение из этого текста на истинность, пользуясь разными способами проверки.
Ваня, как водится, торопился и наляпал ответы, ничего не проверяя. Потом сердился, когда оказалось, что много где ошибся. Это хороший  урок ему: не любишь оказываться в дураках - проверяй. Его приятели отнеслись к заданию серьёзнее и всё проверили. Потом обсудили их результаты.

Смотрели видео об Австралии: послушали диджериду, посмотрели на разных животных (я сама питаю слабость к утконосам и ехиднам), кусочки фильма об австралийских аборигенах глянули, чтобы составить представление о том, как они выглядят.

В качестве письменного упражнения заполняли лист из бортового журнала "Беды". Ваня хотел писать что-то своё, но я настаивала на том, чтобы мы заполнили лист в соответствии с текстом повести, поэтому он вообще отказался писать.
С остальными мы пытались определить время действия повести. Отталкивались от событий, известных мальчикам - двух мировых войн. Действие происходит явно не во время войны. Вряд ли после второй мировой, ведь в самом начале путешествия Врунгель заходил в Гамбург, и Германия там явно не послевоенная. Вряд ли до первой мировой войны, т.к. нигде не упоминается царь. Так что мы датировали путешествие 1930-ми годами.
В сцене игры в гольф есть описание местности и упоминается сильная жара. Значит, дело происходит летом. А т.к. Австралия находится в Южном полушарии, значит, летние месяцы там - это наши зимние. Предположим, что это середина лета - январь. Остальное - координаты, столица, фауна - проще.

 Я хотела, чтобы мальчики потренировались в письменном пересказе, и они это неплохо сделали (кроме Вани).

На следующем занятии ещё раз рассмотрели картинки с австралийской фауной и прочитали о бумерангах в книге "Нескучная география". После чего сделали свои бумеранги из картона.

Поиграли немного в цепочки букв:

Пока бумеранги сохли и ждали часа быть испытанными в саду, мы читали дальше и обсуждали значения слов "папуасы" и "дикари". Кто они такие? Какой антоним можно подобрать к слову "дикари"? По каким признакам мы отличаем дикаря от цивилизованного человека.

"- А вы, - спрашиваю, - признайтесь, настоящий папуас или так?
- Ну, что вы, - отвечает тот, - самый настоящий, сын вождя, учился в Оксфорде, в Англии. Окончил университет с золотой медалью, защитил диссертацию, получил звание доктора прав, вернулся на родину... А тут работы по специальности нет... Жить не на что, вот и поступил сюда...
- Вот как! И хорошо зарабатываете?

- Да нет, - отвечает он, - не хватает. Ночью еще по совместительству городской сад стерегу. Там лучше платят и работа полегче. Тут тихо. Вот только вчера какие-то дикари напали, отняли бумеранги. Сегодня не знал, с чем и на службу идти. Хорошо, догадался: у меня со студенческих лет набор палок для гольфа остался, с ними и пошел. И ничего, не замечает публика..."

Кто эти напавшие на "настоящего папуаса" "дикари"? Имеет ли он основание называть их так? Внешняя атрибутика и поведение, формальная принадлежность и суть - обо всём этом интересно поговорить.

Выясняем, что правомернее было бы дикарём назвать этого ненормального Кусаки, который готов на всё пойти, лишь бы поквитаться с Врунгелем непонятно за что.

Следующее задание - найти в моих выписках из повести все сравнения:


... и объяснить их. Почему именно так? Какой эффект достигается с помощью сравнения?

Заодно чисто технический момент: какими словами вводится сравнение, как оно строится.
Пришелся к месту и разговор об иронии. Врунгель называет Кусаки "мой странствующий рыцарь". Тут вспомнили крестоносцев и Дон Кихота. Какие ассоциации вызывает слово "рыцарь" и каким боком к нему стоит адмирал Кусаки.

По ходу чтения оказалось, что мальчикам непонятно слово "просемафорил", так что я достала прошлогодние листочки с семафорной азбукой, и мы ещё раз задания с тех листочков сделали. Заодно размялись.
На дом - задание на превращение простых предложений в красивые и распространённые.



Ещё по Ваниной тетради вижу, что мы где-то успели повторить чу-щу с помощью ребусов из "Замка графа Орфографа".


Ещё на одном из занятий занимались прицельно буквой Э, потому что я заметила, что мальчики её через раз пишут перевёрнутой.
Выучили считалку из книги М.Аромштам "Нескучные уроки орфографии":
Этажерка, экскаватор,
Эхо, эрудит, экватор,
Эстафета, эталон.
Кто не понял - вышел вон.


Разобрали все непонятные слова, придумывали нелепые истории-акростихи для каждого слова:
эрудированная
такса
ахнула:
жара
её,
рыжую,
кусает
африканская.

Для разминки играли в игру на умение слушать. Игроки встают в круг и закрывают глаза, предварительно запомнив, кто стоит справа. Потом считаем до 20, друг за другом. Если сбились или кто-то перебил другого - начинаем сначала. Потом так же называли дни недели, месяцы года. Сложно бывает не подсказывать, молчать, не торопить другого.



А это Ванина финальная версия рассказа о сне.





"Однажды мне приснилось, что я оказался на горе под названием «Драконья пещера». Она была так назвала, потому что в каждой пещере в ней жило по тысяче драконов.
Я пошёл полазать по этой горе и я увидел маленького грустного и белого дракончика, который, видимо, заблудился и не мог найти свою пещеру.
Я его взял к себе домой и приручил. Мой дом был покрашен в огненные цвета, поэтому очень понравился дракону. Он полюбил залезать в кастрюлю, где варились макароны, и там купаться. От любви к макаронам он стал светло-жёлтым. Дракон помогал мне рыбачить в речке. А потом я его отпустил обратно на гору. Он там живёт и иногда прилетает ко мне в гости.
Когда я проснулся, обнаружил, что макароны, которые я оставил на плите, съедены. Потом мне показалось, что я увидел бледно-жёлтого дракона на горе рядом с моим домом. И он махал мне крылом, как старому другу».




Tags: 8-9, домашний кружок, игры, мои уроки, русский язык, хоумскулинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments